на ГЛАВНУЮ
Почти «евразийский» лагерь был организован
в июле Союзом татарской молодежи и клубом интеллектуалов «Юлдаш».
Айрат Галимзянов
Усилия в организации молодежного лагеря приложили казанский преподаватель
истории Рамай Юлдашев и редактор челнинской газеты «Безнен
юл» Дамир Шайхетдинов.
В лагере были представители и Апсны-Абхазии, и Саха-Якутии, но основную
массу составили школьники, студенты и преподаватели Казани и Челнов.
Пейзаж местности, в которой расположился палаточный лагерь и который издали
легко обнаружить по высокому флагштоку с бунчуками, включает в себя по-шишкински
«всего помаленьку»: и степь, и лес, и горы, и речку, и родники, и небо
- то есть обожествляемые тюрками с древних времен духи гор и воды, Земли
и Неба...
Ребята при организации лагеря никакой помощи от Министерства по делам
молодежи и спорта не получили, а вложили свои средства, чтобы на пару
недель выкупить семь - священное тюркское число - палаток.
Привезли даже школьную мини-доску, так как в расписании лагеря есть и
уроки, посвященные истории,Исламу, Тэнгрианству, эколомическому сознанию,
умению прогнозировать погоду по некоторым признакам, тюркской рунической
письменности, фехтованию на «кылыч»ах, мастерству изготовления лука, целительству
и сбору лекарственных трав.
Историк Рамай Юлдашев учил ребят «искусству Робин Гуда» - стрельбе из
лука, а преподаватель русского языка одного из челнинских вузов Эльвира
Жиангирова делилась с ребятами опытом по использованию лекарственных
трав.
В лагере «Иске Казан» ежедневное расписание имеет только рекомендательный
характер, и уроки-лекции по времени могут сдвигаться.
Все пользуются свободой передвижения: в любой момент любой желающий приходит
в лагерь, а любой другой желающий - может его покинуть.
Чем жарче печет солнце - тем чаще ребята ходят купаться на речку.
А в «перемены» между уроками в лагере обычно звучит этническая музыка:
балкарская, тувинская, башкирская, казахская.
Из известных людей гостями лагеря стали Зиннур Аглиуллин,
рассказавший о своей деловой политической поездке в Турцию, лидер Антиядерного
общества Альберт Гарапов, автор исторических книг Рафаэль
Безертдинов поведавший о своей поездке в Монголию, знаменитый
якутский писатель Андрей Кривошапкин - Айынга, которому
автор задал несколько вопросов:
- Андрей Иванович, чем, по-Вашему, отличается татарская молодежь от
якутской?
- Я считаю, что у местных ребят больше инициативы, решительности и изобретательности.
- Узнаете ли Вы что-либо родственное для себя в народах Поволжья?
- Конечно же, хоть саха-якуты сейчас и считаются «христианским народом
без церквей», но я обнаружил у татар, башкир и чувашей, родственные нам
общие тюркские «пласты» культуры.
Впрочем, есть и явления разного плана, объединяющие наши народы с народами
других континентов, в том числе и с индейцами Северной Америки.
Так, само название якутов - «саха» - берет начало от поклонения огню,
очагу: якутское слово «сах» (высекай искру) имеет аналоги в татарском
- «чак» и в башкирском - «сак».
А слово «чакмак» (кремень, зажигалка) сохранилось до сих пор и у коренных
американцев, и у турков, и у татар...
К Наилю Галимову, студенту Казанского Технологического
Университета, автор обратился с вопросом:
- Наиль, что для тебя в лагере было самым неожиданным? Каково твое мнение
о лагере?
- Нам всем очень нравится сидеть у костра в три часа ночи на берегу речки
- романтика!... Но когда утром проснешься с опозданием, а завтрак за тебя
еще никто не приготовил, то поначалу это для нас это было как-то... «не
по-домашнему».
Но затем мы привыкли ко всему, многому научились, в том числе и искусно
варить пищу. В жизни любое умение пригодится!
В татарском языке есть соответствующая поговорка: «жегеткэ житмеш hонэр
эз». В то же время молодежь, не имеющая никаких интересов и стремлений,
имеет больше шансов... приобщиться к наркотикам, пойти на преступления...
Хочется, чтобы традиция проведения подобных лагерей была бы ежегодной!
опубликовано в газете
"Татарские края" # 27 (492) - 09.07.2002
|
|