Пятница, 29.03.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Гостевая книга [ Добавить запись ]

Страницы: 1 2 3 ... 6 7 »
Показано 1-15 из 92 сообщений
92. Ayrat Galimzyanov   (08.04.2011 10:00)
0  
Имя – чемпион … по количеству вариантов
Идег?й батыр каны
Кемд? ген? акмый! –
Руста, ляхта, литвалыда –
Тере дастан, халкым!
Радиф Гаташ (“Тарих ?не”)
Как – то случайно автору в столице Татарстана пришлось услышать о наречении одного казанца именем … Идгай. Без сомнения, родители нарекли сына этим именем в честь полководца Идегея. И это - несмотря на прежний запрет сталинским режимом эпического произведения о нём, как «феодального». В решении Центрального Комитета партии 1944 года фольклорное произведение «Идегей» было несправедливо расценено как «ханско – феодальный эпос». Как метко выразился фольклорист Ильбарис Надиров, «Идегей» - это не феодальный эпос, а фольклорное произведение, созданное в период феодализма в среде тюркских народов и отдельных родов».
Да, как утверждает русская поговорка, «запретный плод сладок».
Татарский историк Фаяз Фаизов сообщает о том, что знаменитый польский писатель детективного жанра Ежи Эдиге, чьи произведения переведены на многие европейские языки, в действительности «имел фамилию Корицкий, а звучный псевдоним присвоил себе в честь знаменитого своего предка эмира Идегея (Эдигея)» («Татарские края», №8, 2006, «Гербовник родов татарских в Польше»).
В “Польской истории” Длугоша имя знаменитого эмира пишется латиницей Ediga.
Ряд священных гор у тувинцев и поныне называются «Ыдык» – «священный», так же, как и у древних тюрков, что зафиксировано в рунических надписях.
В «Древнетюркском словаре» слово «ыдук» - святой, священный, титул верховных уйгурских правителей. По мнению автора книги «Монголы» Э. Д. Филипса, слово «идикут» означает «священный правитель тюрок - уйгур».
У саха – якутов есть род Уедугэй.
Да, слава об Эдигее, победителе рыцарей Тевтонского ордена в битве на реке Ворскле, прошла от Испании до Якутии!!!
Называя Татарию, Золотую Орду «Тарталия», а Эдигея – «Едегуй», испанский посол Рюи Гонсалес де Клавихо в своём дневнике писал: «…в Тарталии возвысился один кавалер по имени Едегуй…»
Исследователь М. А. Хабичев указывал, что древнее аланское слово «ытак» имело значение «святой», «верховный правитель», «почетный».
Имя Идиге в разных источниках и на разных языках звучало и писалось по - разному:
Эдигей, Эдиге (одни из его потомков в Гурьевской области Казахстана), Идиге – батыр (также другие его потомки района Каратау Казахстана), Идегей, Идег?й (по - татарски), Едигей (в русских летописях), Aedigae (турецкий автор, публиковавшийся на немецком языке, Saadet ?a?atay), Идики (Элайни), Эмир Идику (Ибн Арабшах), Идигу, Эдигу, Идигу – Барлас (Шереф – ад – дин Йезди), Идигу, Идигу – мангыт, Идигу – узбек (В. М. Жирмунский, «П. М. Мелиоранский и изучение эпоса «Едигей»), ?д?г? ( ярлык Тохтамыша), Эдидж и Едиж (бжедугские и кабардинские источники), Идюкю (В. В. Бартольд), Идыге (Г. Н. Потанин), Идеге (Ф. Т. Валеев), Идига (Н. Ф. Костылецкий), Едыге (Максим Ногайбек - Глухов), Идге (Марсель Ахметзянов), Ид?г?; Из?к?й,Идукай и Ижукай (башкирские источники 20 века).
Автор «Казанской истории», составленной в 1564 – 1565 году, писал, что у «князя Едигея 70 сынов от 30 жён, яко у меншаго сына бытии воин до 10 000, и ради силы своея … Орду Болшую дерзнуша взяти».

Айрат ГАЛИМЗЯНОВ (газета «Дворянский вестник», Уфа, № 70; газета «Татарские края», Казань, №15, 2006)

91.   (25.10.2010 19:51)
0  
22 октября 2010 года 02:01 | Антон Размахнин."интернет-газета"Свободная пресса".
Провокационный телемост между Казанью и Киевом
Москва завинчивает гайки, национальное чувство растёт, как давление в кастрюле.

Вместе с политической жизнью, вновь вспыхнувшей в России летом 2010 года, в стране оживляются и национальные движения. О том, что далеко не все россияне согласны с тем видением своей национальной принадлежности, какое им предлагают власти, стало очевидным во время переписной кампании, которая началась по всей стране 19 октября. Помимо заявлений, видеообращений и интернет-кампаний, богатая национальная жизнь России иногда расцвечивается и весьма экстравагантными мероприятиями.Одно из таких мероприятий прошло 14 октября в Казани.Республиканское агентство «Татар-информ» при участии РИА «Новости» организовало видеоконференцию между Казанью и Киевом на тему «Было ли татаро-монгольское иго?». В нём участвовали с татарской стороны сотрудники Института истории им. Марджани АН РТ: руководитель Центра исследований Золотоордынской цивилизации Ильнур Миргалеев и старший научный сотрудник института Искандер Измайлов. Из Москвы к ним присоединился и доктор политических наук Назиф Мириханов - бывший полпред Татарстана в России, а дискуссию модерировал президент Лиги мусульманских журналистов России Радик Амиров. А со стороны Киева в дискуссии участвовали Владимир Белинский, автор книги о России «Страна Моксель», и политолог Константин Матвиенко.
С обеих сторон, таким образом, в телемосте участвовали не академические историки, а скорее идеологи от историографии. Содержание получилось соответствующим – то, что приверженцы традиционной российской историографии клеймят как «ревизионизм». По итогам видеомоста агентство Regnum написало, что стороны сошлись на такой мысли: Российская империя - это зло, от которого одни свободолюбивые и стремящиеся к демократии народы уже избавились, а другим, в том числе и русским, ещё только предстоит проделать этот непростой путь.

Риторика, подобная приведенной, обычно становится слышной в моменты серьёзных общественных обострений, а то и потрясений. Насколько провокационный телемост между Казанью и Киевом соответствует реальному градусу накала татарского национального движения – обозреватель «СП» выяснил у опытного активиста этого движения Рамая Юлдаша:

«СП»: - Как вы думаете, почему именно сейчас стал возможным такой телемост?

- Заметим – при Ющенко такого не было, а стало возможным при Януковиче, который вроде как пророссийский, да? Но я вам скажу вот что: у нынешнего президента Украины татарские корни. Он из польско-белорусских татар, которые происходят из татар крымских. Правда, всё это не отменяет факта, что украинские националисты стояли за Ющенко…

«СП»: - Что вы можете сказать об участниках конференции?- Люди там разные. Например, Измайлов – ученый и, кажется, по политическим взглядам умеренный. Руководитель института Рафаил Хакимов – это бывший советник Ментимера Шаймиева. Он и учёный, и политик.

Они представляют скорее государство, чем национальное движение. Правда, Рафаэль Хакимов в начале 90-х годов был идеологом ТОЦа (Татарского общественного центра). Потом он стал советником и отошел от националистов. Но с ним многие татарские общественные деятели постоянно советовались. Он идеологию платформы ТОЦ написал тогда, и с 1989 по 1991 год играл там ключевую роль. А Измайлов и другие – нет, они только на заседаниях сидели.«СП»: - То есть Хакимов – это человек Шаймиева?
- Рафаэль Хакимов – уже давно в опале, Москва много лет пыталась его сместить, и Бабай вынужден был с ним расстаться, с одним из последних. Он идеолог суверенитета Татарстана. Отец и идеолог. Был момент, что Шаймиев его выкинул, уволил. После Договора 1997 года Хакимов выпустил нелицеприятную книгу или статью, и с ним расстались. Но, говорят, бывших советников не бывает. Это он сам, Хакимов, о себе говорит…

«СП»: - Что вы думаете о возможности бурного возрождения татарского национального движения?
- Пока, если правду сказать, то мы и не надеемся на возрождение национального движения. Нормальные здравые национал-патриоты не делают уже ставку на правительство. Пока правит команда Минниханова, никакого национального движения, наверное, не будет.
«СП»: - А Шаймиев? Не может ли он попытаться после отставки стать националистическим лидером?
- Нет, что вы. У Шаймиева сыновья: у одного 2,5 млрд долларов, у другого – 1,5 млрд. У жены есть, у сестры, племянницы – у всех есть капиталы. И задача Ментимера Шариповича сейчас – сохранить эти капиталы и оставить внукам. Статус кво сохранить. У Рахимова сын сбежал в Австрию, сохранив капитал, а эта семья здесь осталась.

Эти люди могут попытаться сыграть в националистическую игру. Но только тогда, когда Татарстан действительно придут национализировать. Вот если доберутся до «Оргсинтеза», «Танэко», «Нижнекамсшины», «Нижнекамнефтехима» и других шаймиевских предприятий, если москвичи будут отбирать, то Шаймиевы могут попробовать.

«СП»: - А предпосылки для национального движения – есть?

- Есть. Москва завинчивает гайки, национальное чувство растёт, как давление в кастрюле. Медведев – как Горбачев, он много говорит, но хорошего делается мало, а социальная сфера стремительно сжимается. Нацпроекты успешно провалились.

Собственно, нас, в данном случае поволжские республики, бросили на произвол судьбы. Взять, например, пожары: в июне этого года был день рожденья у президента Мари Эл Леонида Маркелова. Отметили это пышным президентским балом – ладно, не будем к этому придираться. А дальше – в его резиденции на озере Карась устроили фейерверк. Это была уже засуха, 26 июня. И от этого фейерверка в итоге сгорело 2400 гектаров леса! Самолет МЧС прилетал тушить, не считая нескольких вертолетов из Казани! Столько сил, столько средств бросили. Что сделали после этого федеральные власти? Оргвыводов не сделали, нет – они наградили Маркелова орденом «За заслуги перед Отечеством»! Приехал Дмитрий Медведев, его благословил, а про пожары даже и не вспомнил.

Кстати, о самой МЧС – поработав добровольцем на пожарах, я увидел, в каком развале находится и пожарная охрана, и вообще вся наша силовая структура. Нет даже нормальной экипировки. Народ сам тушил, своими силами и кое-как. До пожаров было дело только националистам и оппозиционерам.Да, наши люди ни на кого уже не надеются, пытаются спасаться своими силами. А сил при нынешней московской власти мало. Вокруг страшная нищета. Я, работая на минимальной зарплате и ещё подрабатывая на трех работах, живу очень скромно, несравнимо беднее, чем средний москвич – но даже я, попадая в некоторые деревни и поселки, поражаюсь: как страшно бедно живут люди! При этом никто не выходит на улицы – люди просто умирают по своим хибарам, по ночлежкам. Пенсионерам только бросят перед выборами по 200–300 рублей, и всё.
В Москве, как пишут, зарплата у учителей бывает по 30 тысяч и больше. В регионах – нет, там мало кто зарабатывает больше 7-8 тысяч в месяц, редко 10-12. Я, с высшим образованием, учёной степенью и неплохим опытом работы, получаю 3800 рублей. Поэтому я работаю ещё охранником, и продаю диски, и ещё участвую в татарском национальном театре. Вот такой у нас в Марийской республике уровень жизни (Рамай Юлдаш последние годы проживает в Мари Эл – прим. ред.).

«СП»: - В чём выражается современная национальная политика Москвы?

- В советские времена была тенденция – всех хотели сделать «советскими людьми». Сейчас, кажется, продолжают продвигать «россиянскую» идентичность. А я спрашиваю респондентку: национальность? Мари. Родной язык? Русский. Дочь – замужем за русским, ребенок уже записан русским. Это плавильный котел. Нет национальных гимназий, предмет марийский язык преподается как факультатив. Мизерное финансирование мероприятий – все делается только на нашем энтузиазме. В республике таких, как мы, мало – везде апатия, везде безразличие…

Между тем, ревизия истории и дискуссии по поводу животрепещущих моментов прошлого стали одним из популярнейших видов досуга для жителей бывшего СССР. Среди популярных исторических книг на полках магазинов, среди телешоу и пиар-продуктов попадаются подчас чудовищные с точки зрения историка вещи. «СП» попросила прокомментировать сложившуюся ситуацию профессора, доктора исторических наук Сергея Волкова, который попутно разъяснил, насколько обоснованно считать Россию преемницей Золотой Орды:

«СП»: - Ваше отношение к прошедшему телемосту между Казанью и Киевом?

- Сама конфигурация этого телемоста – татары и украинцы – говорит о содержании этого разговора. Там ещё имеются прекрасные нестыковки – если татары говорят, что империя в виде Орды была не так плоха, как её малюют, то почему тогда плоха Российская империя? В целом, конечно, это забавно, хотя я и не вникал в подробности.

«СП»: - Насколько это специфика именно нашего времени – обращаться к историческим аргументам в политических, идеологических целях?- Исторические аргументы всегда использовались в текущих политических и идеологических целях. Традиционно они использовались, чтобы обосновать какие-то материальные вещи: легитимность режима, право на владение территориями… Такие вещи были всегда. Вообще-то история часто бывает первым и главным аргументом в политике.

Например, в Китае и Японии практика принятия государственных решений вообще была немыслима без исторического обоснования. Ведомство, разрабатывающее государственные указы, в империях Дальнего Востока было очень тесно связано с архивно-историческим ведомством – а часто это были вообще одни и те же чиновники. Всякий указ, всякая управленческая акция должна была обосновываться историческими примерами. Основной вопрос был – как то или иное решение соотносится с традициями.

Но такие случаи, чтобы что-то бывшее в реальности объявлялось не бывшим – такого до последних десятилетий не было. Это свойство идеологизированного, массового общества. Общества, где требуется воздействовать на массы, а не на конкретных людей, членов элиты. Раньше никогда никому не приходилось отрицать факт событий, которые объективно имели место. А теперь «промывание мозгов» стало необходимостью.

«СП»: - Что вы можете сказать о тезисе, что российская государственность – это наследие Золотой Орды?

- В доордынское время Киевская Русь мало чем отличалась от современных ей европейских государств. А Орда, конечно, оказала определенное влияние на московскую государственность, это безусловно. Ордынский след в системе управления Россией четко ощущается в XIV, XV, XVI веках.Но в дальнейшем московская государственная традиция была сломана реформами Петра Первого. Сломана совершенно сознательно. Такие вещи всегда, я уверен, делаются сознательно. И, начиная с рубежа XVIII века, говорить об управленческом наследии Орды сомнительно.

Некоторые элементы «имперскости», которые многие считают унаследованными от Орды, на самом деле обусловлены не управленческими традициями, а просто масштабами управляемой страны. Огромной, к тому же постоянно экстенсивно расширяющейся. А специфически «ордынские» элементы были, повторю, сознательно сломаны в ходе реформ начала XVIII столетия.

«СП»: - Но ведь, говорят, западничество началось не с Петра, а еще с его отца – Алексея Михайловича…

- Алексей Михайлович не то чтобы начал поворот к западничеству. Вряд ли он вообще мог размышлять в таких категориях. Скорее, в царствование Алексея Михайловича начала чувствоваться насущная необходимость привести государственные институты и установления в соответствии с более успешными практиками. И это делалось, но делалось очень медленно. И если бы не радикализм Петра, то Россию ждала бы участь Ирана, например – этакой полуколонии при передовых европейских державах.

«СП»: - Способен ли, по-вашему, исторический ревизионизм породить общественные потрясения?

- На самом деле, думаю, не способен. С одной стороны – плохо, что публика мало интересуется историей. С другой стороны – это и хорошо, потому что подобные поползновения не могут сейчас пустить корни настолько широко, чтобы изменить общественное сознание. Как шло всё, так и идет, кто бы что ни думал.

Те полки с исторической и квазиисторической литературой, которые есть в любом крупном книжном магазине – они влияют, на самом деле, на сознание лишь небольшой «исторически озабоченной» части публики. Этих людей – тех, которые задаются подобными вопросами – совсем немного, процента три от всех читателей. А из тех, кто задаётся – далеко не все поддерживают скандальные версии.Так что – какое влияние могут исторические дискуссии оказать на ход событий? В общем, почти никакого, и слава Богу

90. Рафис Кашапов   (27.08.2010 10:27)
0  
"УЯН ТАТАР" акциясе!

Татарстан Республикасының Суверенитет Декларациясен кабул итүнең 20 еллыгына багышлана!
30 августта «АЗАТЛЫК» ТАТАР ЯШЬЛӘРЕ БЕРЛЕГЕ Ирек Мәйданында
“УЯН ТАТАР!!!” исемле акция уздыра!
http://vkontakte.ru/events.php?act=s&gid=19442605

Татар баласы! Син татар мәктәпләре ябылуга каршымы? Мәктәпләрдә татар теле дәресләрен кыскартуга каршымы? Татарның милли университеты булмаганын гаделсезлек дип саныйсыңмы? Сине татарның бүгенге хәле борчыймы? Син татарның милләт буларак юкка чыгуын һәм урыслашып бетүен теләмисеңме? Татар милләтенең дәүләтсез, телсез, мескен халыкчыкка әверелүенә риза түгелсең икән, гаделсезлеккә каршы милләтең-телең өчен нәрсә булса да эшләргә теләсәң һәм милләт өчен көрәшергә әзер булсаң Телебезгә-милләтебезгә битараф булмаган яшьләр бар икәнен күрсәтик! Милләтебезне-телебезне таптарга бирмик!
Бердәй кузгалсак, бернинди система, бернинди дә хакимият безнең басымыбызга чыдамаячак.
Татар бүгенге көндә бии бии, җырлый җырлый, ябырылып базарда яткан, инкыйразга юл алган халык!
Татар! Син милләтеңнең юкка чыгуын теләмисеңме?
Теләмәсәң протест белдер!
Бу акция татарның үзенә юнәлтелгән! Татар халкына өндәү бу!
Татар җитте сиңа йокларга! Йоклап күп нәрсәңне югалттың бит! Уянырга вакыт җитте! Уйланырга вакыт җитте! Синең өчен хокукларыңны беркемдә яклап ятмас. Татар! Син бүген бары үзеңә генә өметләнә аласың!!! Максатлары:

1) Милләт-тел проблемаларына игътибар җәлеп итү;
2) Милләт-тел проблемаларына БИТАРАФ булмауга өндэү!
3) Татар мәктәпләрен ябуга, мәктәпләрдә татар теле дәресләрен кыскартуга, милли университет булмауга, мәктәпләрдә татар теле укытучылаырн кыскартуга бары тик урыс телендә ЕГЭ бирүгә, протест белдеру!
4) Милләт-тел проблемаларына битараф булмаган яшьләр бар икәнен курсәтү!
P.S. Кемдер әйтер, ни файда ул урам акциясеннән дип. Барыбер берни үзгәрми бит дип. Җавап бирәм:
1) Файдасы шунда, син протест белдереп, проблеманы ачыктан ачык итеп күрсәтәсең. Кешеләр аңлый башлый,белә башлый проблема турында.
2) Мәскәү татарны озак еллар кысты һәм кыса. Алга таба да кысачак,протестлар булмаса.
3) Ә нәрсә эшләп була бүген шундый акцияләр үткәрмичә? Ничек халыкка аңлатырга? Ничек уятырга?
4) Татар синең хокукларың өчен беркемдә көрәшмәс, үзең көрәшмәсәң. Бу акция көрәшү ысулларының берсе!

Вакыты әлегә билгеле түгел, кемнәр төгәл чыга языгыз. Ансын бергә хәл итербез.
"...Милләтем диде берәү,
Милләтче чыксы сүзе,
Татар өчен кем көрәшсен
Көрәшмәсә татар үзе????...."
УЯН ТАТАР! УЯН ИНДЕ! УЯНЫРГА ВАКЫТ ҖИТТЕ!
http://tatar-centr.blogspot.com/2010/08/blog-post_26.html

89. Свободная пресса   (23.07.2010 13:49)
0  
23 июля 2010 года 01:13 | Антон Размахнин .Интернет-газета"Свободная пресса".
В Татарстане снова заговорили об отделении от России.
Неумелые действия федерального центра выводят из себя второй по величине народ России.Бывший президент Башкортостана Муртаза Рахимов (слева) и бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев (справа)

Еще недавно относительно спокойные поволжские республики – Татарстан и Башкирию – начинает серьезно лихорадить. Поводом для начала, как это называют молодые политики, «движухи» стали отставки бессменных до последнего времени президентов республик – Ментимера Шаймиева и Муртазы Рахимова. При этом в Башкирии, где в отставку списали не только Рахимова, но и, по сути, всю его команду, в некоторых районах начинается настоящая гражданская война – об этом пишет «Русский репортер».На этом фоне Татарстан, где смена команд происходит мирно и постепенно, репутация Ментимера Шаймиева официально ничем не подмочена, а сам «Бабай» занял почетный пост в руководстве республики, кажется обителью спокойствия. Однако это впечатление поверхностно: татары, как выясняется, сейчас находятся на волоске от дестабилизации, и виной этому несколько неудачных шагов федеральной власти. А удержать республику в покорности федеральному центру, по сути, некому – республиканская элита получила народную поддержку под знаменами национализма.
В интервью с обозревателем «СП» один из активнейших деятелей татарского национального движения Рамай Юлдаш рассказывает, какова на самом деле ситуация в национальном движении Татарстана и насколько татарский национализм связан с ушедшим президентом Шаймиевым:
«СП»: - Давайте начнем с начала. Правда ли, что татарское национальное движение в его современном виде – продукт Шаймиева и его режима? - Ну конечно, очень многие тут говорили, что уйдет Шаймиев – и солнце больше не взойдет (смеется). Но как-то обошлось, правда?А о татарском национальном движении я так скажу. Возрождение старых мечетей, возвращение медресе, национальное просвещение, развитие нашей национальной религии – всё это было заслугой национального движения интеллигенции, общественников. А Шаймиев и его верхушка, партноменклатура – они-то в советские времена национализма очень боялись. Это уже потом, когда они посмотрели, что татарский национализм – это безопасно, что им можно играть, использовать в политических интригах – тогда они наши идеи подхватили.

Это общественники, члены национального движения при Ельцине выходили на улицы, поднимали идеи, лозунги. Даже обидно, что сейчас большинство преподносит наш суверенитет как идею Шаймиева, как результат его мудрого руководства. А я-то внутри этого всего находился, участвовал, организовывал, я помню, как всё было на самом деле. Пришел в движение как раз осенью 1991 года, когда были известные события 15-16 октября…

Вобоще-то, если начистоту, то всё даже наоборот. Шаймиев все наши завоевания суверенитета просто сдал. Сдал для того, чтобы он и его сыновья, их компании – те же предприятия татарского Топливно-Энергетического Комплекса-"ТАИФ,"ТАНЭКО","Нижнекамскнефтехим",«Оргсинтез» - безбедно жили, чтобы ни о чем можно было не думать после отставки. И Рахимов, кстати, в Башкирии сделал то же самое – обеспечил себе зарплату, состояние, и всё. Усманов, Табеев, вот и Шаймиев – все эти «солнца» закатились, и все они работали именно на себя.«СП»: - А сейчас национальное движение в Татарстане сильно?- Татарский народ будет и был сильным в национальном смысле. Мощное движение было в 90-е годы; сейчас оно тоже есть, но гораздо слабее, конечно. Тяжелые времена наступили с 1995 года, когда все оппозиционные силы – даже и либералы, и социал-демократы, коммунисты – путем шаймиевских манипуляций с выборами остались за бортом. И оппозиция оказалась вне Верховного совета, тогда он так наызвался. И власть нынешней элиты стала бесконтрольной. Авторитаризм, подавление свободы слова, подтасовка выборов. Когда на выборах власть получает 70-80%...b>«СП»: - Несколько лет назад на активистов татарского движения было несколько громких покушений. Как сейчас, спокойней?- Не сказал бы. Да, покушения были. Знаете Дамира Шайхетдинова, который публиковал в своей газете критические материалы о клане Шаймиева – вот его осудили, ему дали условное наказание. Против меня еще в 1994 году фабриковались дела. В общем, надо сказать спасибо, что нас не убивают, как в Чечне или в других местах. Но давление очень жесткое.

Если, например, ты активист татарского молодежного движения – то тебя могут при выходе из подъезда затолкать в машину, вывести в лес или на свалку, оставить там среди ночи. И никто не докажет, что это была милиция… Недавно именно так пытались запугать активиста Наиля Набиуллина…«СП»: - А за что сейчас борются татарские националисты? Ведь в экономическом смысле Татарстан уже процветает, если сравнить с соседями…- Экономическое благополучие у нас есть, конечно. А вот с национальным просвещением большие проблемы. Мы, конечно, в 90-е годы вырвались вперед, потому что движение сильное было. 20-, 30-тысячные митинги… Мы тогда открыли в Казани 24 татарские школы, гимназии. В других районах, городах всё это тоже происходило – и везде тот подъем был под нашим давлением, нажимом. Потому что приходилось бороться за каждую школу, собирать подписи, пикеты. Это не просто давалось.Для сравнения: в Марий Эл, Удмуртии слабое движение было, в Мордовии тоже. А в Башкортостане – там сложилось неплохо, но там есть сложные татаро-башкирские отношения, это своя специфика.Так вот, о сегодняшнем дне. Проблем более чем хватает. Прежде всего, все уже давно возмущены несправедливостью налоговой системы. 87% всего собираемого уходит в Москву. Вот говорят – «татарское иго». А ведь Бату-хан, Узбек-хан, все Чингизиды – они брали 10%, это была как бы плата за «крышу», охрану от тевтонских, ливонских и других устремлений с Запада. Войско надо было, пограничников, почту содержать.Иго – это то, что было во времена СССР: из Татарстана вывозилось 97% налогов. Всего 3% оставалось, потому что мы были автономной республикой, а союзным тогда же доставалось 30%. Потом, при Ельцине, когда было сильное национальное движение, «парад суверенитетов», чуть ли не 50% мы оставляли себе. А потом это кончилось. Пришел дядя-Путин, при нем мы платим 87% в Центр. Остается всего 13%.Есть еще проблемы культурного свойства, национального. Например, у нас в сельских школах такие предметы, как биология, математика и некоторые другие – изучают на татарском языке. Русский язык идет только 2 или 4 урока в неделю. И вот этот ребенок заканчивает 9 класс, 11-й – а ЕГЭ надо сдавать на русском языке! Это пахнет как минимум глупостью, а вообще-то похоже на дискриминацию. К тому же сейчас Россия убирает региональный компонент в образовании.

Есть еще один символический московский демарш, возврат практики русификации и ассимиляции народов. Дело в том, что в грядущей переписи населения татар зачем-то разделили на 125 групп; разделили, чтобы не создавалось единого народа. Все говоры, все диалекты обозначили как разные национальности – это хорошо, что ли? Такое впечатление, что Центр очень не хочет видеть истинной численности татарского народа– и, тем более, не хочет ее демонстрировать обществу.Видя эти и некоторые другие процессы, можно заключить: в Москве происходит закручивание гаек, и это может привести к очень нежелательным процессам.«СП»: - А спецслужбы – они-то закручивают гайки или нет?
- Участвуют, как без этого. Вот недавно ФСБ постаралось, МВД – поймали как-то ребят 16-летних и из них просто выбили показания в том, что они исламисты. А они, на самом деле, не умеют даже толком выговорить шахаду. Посадили на 12-20 лет. Религию они, конечно, почитали, и были один-два действительно причастных людей. Но хватали там совершенно не по делу… Всех подряд. Кому-то звания нужны, кому-то оклады, кому-то квартиры.После этого, повторюсь, не стоит удивляться, что население – в недовольстве. А когда прибавились такие раздражители, как уже упомянутые мной ЕГЭ и перепись населения – снова начал формироваться, как в перестроечные времена, Народный фронт. Все-таки мы второй по численности государствообразующий народ в России, мы в составе России уже 500 лет и достойны уважения.А Москва… У меня лично впечатление, что Москва делает всё, чтобы Россия распалась. То ли по указке Запада, то ли еще как-то. Но делают всё определенно к худшему.едь тут есть прямая аналогия с большевиками. Как они в свое время, так и Ельцин дал нам «столько суверенитета, сколько унесете». Поэтому было самоопределение, свобода была. А за большевиками в начале 30-х годов пришел Сталин и восстановил жесткое подчинение. Вот и политика Путина-Медведева – это сталинизация, закручивание гаек обратно.
«СП»: - Ваш прогноз развития ситуации?
- Как торфяник горит, как тлеет фитиль – вот такая у нас ситуация. Не знаю, какой Рубикон еще перейдет Москва, до чего додумается. И смотрите, вот Шаймиев ушел, Минниханов пришел. Это человек жесткий, но не преданный лично федералам. Поэтому – хотя он не будет делать ставку на сепаратистские проекты вроде Южно-Уральской республики – но и мешать особенно не будет. А между тем, национальное движение – особенно в связи с переписью населения, да и другие причины есть – растет. И вот если еще немного произойдет экономическое ухудшение – тогда возможно будет что угодно.

88. Radel   (06.03.2010 11:29)
0  
Салям Рамай абый,вы у нас преподавали в 149 лицее.Как ваши дела,надеюсь что хорошо.

87. Nur   (12.01.2010 21:35)
0  
Гражданам России и Украины!

НЕТ ПОЛИТИЧЕСКИМ РЕПРЕССИЯМ ТАТАРСТАНА ПРОТИВ КАЗАНСКИХ ТАТАР!

В Татарстане начались массовые преследования членов Милли Меджлиса во главе с всемирно-известной писательницей и председателя партии Иттифак Фаузией Байрамовой, председателя Набережночелнинского отделения Татарского общественного центра Рафиса Кашапова и редактора газеты "Чаллы яшьлэре" Дамира Шайхутдинова. В Украине, данные события вызвали у нас беспокойство и подтолкнули к общественным дискуссиям.
Не возвращаются ли власти России к диктаторскому прошлому 1937 года? Получается, что и сейчас гражданин, выразивший свое мнение и, не совершив противозаконных действий, может попасть в судебный зал.
Вследствие крайнего невежества и непрофессионализма, злонамеренной предвзятости и коррумпированности некоторых прокурорских работников на практике эти статьи УК РФ превратились в орудие уголовного преследования татарских патриотов за их политические и религиозные убеждения, за попытки проявления татарского национального самосознания. Достаточно сказать, что за всё время действия 282-й статьи УК РФ обвинительные приговоры по этой статье выносились основным лидерам татарских общественных организаций и мусульманам России!
Сегодня в России стало нормой судить людей за их политические и религиозные взгляды, которые властям чудятся «экстремистскими» и «разжигающими». Даже за требование равноправия с этническим большинством, коренных жителей, немедленно приклеиваются ярлыки экстремистов, натравливаются правоохранительные органы.
15 декабря у Рафиса Кашапова взыскали 82 тысячи рублей (взятые в долг у соратников), которые раньше были компенсированы ему Минфином РФ за незаконное пребывание в психбольнице, тюрьме. 24 декабря Дамир Шайхутдинов скажет последнее слово на суде, а 29 декабря продолжится суд над Фаузией Байрамовой.
Как представители оппозиционных общественных организаций, мы вынуждены обратиться к вам, с просьбой выйти против политической расправы над лидерами оппозиционных организаций Татарстана. Они известные политические деятели не только в Татарстане, но и в зарубежных странах. Фаузия Байрамова, Рафис Кашапов, Дамир Шайхутдинов открыто, публично и аргументировано критически оценивали деятельность власти России в отношении нерусских народов. Они выступали в прессе, по телевидению, проводили пресс-конференции, участвовали в многочисленных публичных акциях, проводимых оппозиционными организациями и партиями. Такая активная деятельность авторитетных политических лиц вызвала злобу российской власти. И власть не только начала политические репрессии по отношению к ним, но и (по нашим оценкам) поставила задачу их морального, физического уничтожения, подключая прокуратуру, суд и судебных приставов. Расправляясь с ними, нынешняя власть хочет скрыть информацию от общества о своей преступной деятельности. Открытие уголовных дел является грубейшим нарушением регламентных норм органов прокуратуры и, безусловно, носит политический, заказной характер Московского Кремля.
Мы просим правозащитных организаций Европы вмешаться в ситуацию, спровоцированную спецслужбами вокруг Фаузии Байрамовой, Рафиса Кашапова, Дамира Шайхутдинова, потому что у нас есть все основания считать, что по отношению к ним чинится политическая расправа.
Мы требуем прекращения репрессий против лидеров и активистов оппозиционных сил. Мы выражаем решительный протест, в связи с фабрикацией дел, мы выражаем солидарность со всеми репрессированными гражданами России.
Наши предложения:
1. Провести акции протеста на территории Украины и России в защиту преследуемых татарских политических деятелей.
2. Организовать сбор подписей и выйти с обращением в правозащитные организации России, Украины и Европы.
3. Организовать сбор финансовой помощи для судебных дел Фаузие Байрамовой +7(8552) 35-26-31 +7(8552) 35-26-31 , ittifak@yandex.ru, Рафису Кашапову +7(8552) 32-28-62 +7(8552) 32-28-62 , tatar_center@yahoo.com, Дамиру Шайхутдинову +7(8552) 32-57-66 +7(8552) 32-57-66 , tongekuk@gmail.com.
4. Предоставлять информацию СМИ о каждых незаконных действиях правоохранительных органов Татарстана.

Председатель Народно-демократической партии (НДП) «Ватан» Мухаммад Миначев (Москва)
Нафис Кашапов, политэмигрант (Украина, Киев)
Председатель Ассоциации «Татарские Учителя» Фарит Рахимов (Татарстан-Украина)
Члены партии Демократический союз Надежда Низовкина и Татьяна Стецура (Бурятия, Улан-Удэ)
Общественный деятель Асхат Кашапов (Украина)
Президент общества "Татарстан" Ринат Валиев (Санкт-Петербург)

86. рамай   (17.12.2009 20:37)
0  
НАРДУГАН - НОВЫЙ ГОД ИДЕЛЬ-УРАЛА
Из татарских домусульманских праздников Нардуган - один из самых интернациональных. Башкиры и удмурты этот праздник называют "Нардуган", чуваши - "Нартукэн" и "Нартаван", эрзя "Нардава", мокша -"Нардван". Татары - мишары этот праздник называют "Раштуа". Некоторые ученые объясняют происхождение названия от монгольского "нар" (солнце) и татарского "туган" (рожденное).Праздник проводится, когда солнце "рождается", то есть после зимнего солнцестояния в конце декабря или в январе. Во время праздника гадают на кольцах, проводят театрализованные представления с переодеваниями до неузнаваемости и с хождениями от дома к дому. У нократских татар дети ходят из дома в дом, распевая куплеты с "алкышами", благопожеланиями. Один из куплетов переводится так:

Пусть будет счастливым для вас Новый год,
Пусть пшеница и рожь хорошо растет,
Корова пусть много молока дает
И теленка пусть принесет.

У татар-мишар в эти дни пекутся "бавырсак" (сладкое кушанье) и другие виды мучных изделий. Одно из гаданий называлось "Йезек салу". Молодежь собиралась поздно вечером в доме. Это были в основном девушки на выданье (у рязанских татар иногда допускались и парни), одна из девушек шла к проруби и, зачерпывая ведром воды, несла ее в дом, не оглядываясь назад. Девушки опускали в воду свои кольца (в некоторых деревнях - пуговицы) и распевали гадательные куплеты. В это время самая молодая участница гадания вынимала кольцо. По содержанию песни определялась судьба хозяйки вынутого колечка. Многие народные обычаи очень интересны и достойны того, чтобы их возродить!

НОВРУЗ - НАЧАЛО ВЕСНЫ

В последние годы у казанских, сибирских, уфимских и астраханских татар и ногаев широко отмечается празднование Новруза. У сибирских (омских, новосибирских и тюменских) татар Новруз чаще называется "Амаль". В течение нескольких дней, обычно с 21 по 24 марта, проводится Новруз у казанских татар, а у уфимских (туймазинских) татар - даже целую неделю или десять дней. "Как встретишь Новруз, так и будешь жить весь год", - говорится в народе. Поэтому перед праздником тщательно убираются в домах и дворах, обновляют домашнюю утварь, люди ходят друг к другу в гости, преподносят подарки друзьям и близким.
Татарский историк Шигабетдин Марджани писал, что в дни Новруза молодые люди ходили по домам и читали нараспев специальные новогодние стихи, пели песни с благожеланиями. Мелодии обрядовых песен сохранились до наших дней. Среди стихов и песен были юмористические и шуточные. Хозяин дома за поздравления вкусно угощал. Молодежь устраивала праздничный стол, веселилась, пела, играла. Теперь у казанских и уфимских татар по случаю Новруза проводятся и другие мероприятия, народные гуляния, конкурсы, например, среди девушек на титул "Новрузбикэ" (Новруз гюзале). На этом конкурсе участницы должны показать свое искусство в исполнении татарских песен, танцев, в остроумии.

ДРЕВНЯЯ ВЕРА ТЮРКОВ И СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ

Чуваши, турки, башкиры, татары и многие другие тюркские народы раньше поклонялись своему единому богу, которого называют практически одинаково: тувинцы - дээр, балкары и карачаевцы - тейри, чуваши - тора, турки - танры, татары и башкиры - тэнгре. Эту исконно тюркскую религию принято называть тэнгрианством (тэнгризмом).В тэнгрианстве есть такое понятие как киреметь (кирямят, кярямят), которое чаще всего обозначает дух священного дерева или родника. Словом, Киреметь ("Кирэмэт, Кэрэмэт") - так тюрки называют места, родники, деревья, которым покровительствуют духи, или, как бы их назвал в своих произведениях Карлос Кастанеда, "энергетические неорганические сущности", Поклонение таким духам из всех тюрков более всего сохранили чуваши, совершая обряд возле дерева. Кирямят - это древнее священное дерево (дуб, вяз, ель) или дерево, возле которого приносят в жертву животных. На это дерево вешают разные вещи, почитая живущий там дух. Заболевшие люди приходят к такому дереву и вешают на него полотенца, после чего духи дарят им выздоровление. Муку или мелкие монетки бросают, вешают полотенце на кирямят. Возле этих деревьев нельзя сорить, гадить, ломать и забирать с собой ветви. У гуннов на территории Дагестана было священное дерево - дуб.

Память об этом хранят и названия деревень. К примеру, в Актанышском районе Татарстана есть село Олы имэн, Улиманово ("Старый дуб"). На берегу Карачаевской реки Хурзук расположено священное дерево "джаныз Терек", которому карачаевцы поклонялись даже после принятия ислама. Существуют деревни, сохранившие в своих названиях слово "кирямят". Известно, что в Аксубаевском районе Татарстана в деревнях Старая Киреметь и Верхняя Киреметь не позднее XVII века жили служилые татары-кряшены и чуваши. Древние чуваши и другие тюрки поклонялись горам, родникам и деревьям - самой Природе. Газета "Молодёжь Татарстана" как-то рассказала об одном чуваше, который тщательно очищал родник и ухаживал за ним, считая, что киреметь в благодарность за это будет ему покровительствовать и даже наказывать тех людей, которые ему сделают что-либо плохое. Эпоха научно-технической революции с ее химическими веществами, пестицидами, выхлопными газами, радиацией земли, воды и воздуха, в первую очередь бьет по здоровью и генетике самого человека. Яркий пример тому - чернобыльская авария. Если деревья еще не уничтожены химикатами, то современные люди их просто-напросто вырубают, вернее - рубят сук, на котором сидят. Молодежь, выезжая на природу, вырезает на деревьях надписи типа "здесь был Коля", засоряют пластиковыми бутылками и прочим мусором несущие еще чистую воду родники... А ведь раньше Волга была настолько чиста, что любой человек мог из нее пить воду. На Западе многие актеры, к примеру, Стивен Сигал и герои "Секретных материалов" посвящают свое творчество борьбе за чистоту окружающей среды. Пора бы и нашим соотечественникам встать на защиту Природы.


ПУТЕШЕСТВИЕ К СВЯЩЕННЫМ ГОРАМ ТЮРКОВ

Для поклонения ты словно создана.
Корнями в землю ты уходишь глубоко,
И я, старик, чуть летом сменится весна,
Несу поклон тебе и в жертву молоко.
Монгуш КЕНИН-ЛОПСАН, тувинский поэт.

Несколько тысяч лет назад в дни религиозных праздников тувинцы проводили соревнования на горных перевалах или возле "аваа" - груды камней, служивших местом поклонения духам гор. В этих местах проводились состязания по тюркской борьбе, конные скачки. Крымские татары холмы и горы называют словом "оба". В тюркской топонимике Крыма, оставшейся от гуннов, булгар, хазар, половцев-кыпчаков и туркменов можно обнаружить Ташлы-оба - "Каменную гору", Куль-оба - "Зольный холм", Караул-оба - "Караульную гору", Юз-оба - группу курганов "Сто холмов" и т.д. В Хакасии известен курган "Узун оба" и гора Умай-Тайга (Умай - тюркское женское божество). Город Уфа, являющийся столицей Башкортостана, как справедливо считают лингвисты, также получил свое название от урало-алтайского слова "оба-уба-упа". Уфа, как известно, расположена на холмах. Множество населенных пунктов Татарстана имеют в своем названии слово "тау" - "гора": Куктау, Актау, Якты Тау, Биек Тау, Кызыл-Тау, Аркатау, Таулык, Тау Иле и др. В священных издревле почитаемых горах, по мнению мастеров китайской гимнастики "ци-гун", существуют положительные потоки природной энергии. Горы способны аккумулировать энергии практиковавших в течение длительного времени искусство "цин-гун". Если ученики начинают заниматься гимнастикой в данных местах, то "цигун-информация" ими достигается быстрее. Лысая гора, расположенная на Бугульминско-Белебеевской возвышенности в Татарстане, издревле являлась местом традиционных обрядовых гуляний молодежи близлежащих деревень. В XIV веке сам Аксак Тимур зимовал во дворце, построенном на этой горе. Возможно, и казанский Кремль возведен на холме не только по стратегическим соображениям. Башкирская гора Масим названа по имени Масим-Хана, который некогда располагал свою ставку на этой горе. Митхас Туран, известный хакасский писатель, связывает знаменитую хакасскую гору Чите хыс ("Семь девушек") с легендой о спасении людей во время всемирного потопа. Если для японцев гора Фудзияма священна, то балкарцы питают аналогичные чувства к горе Миньи-Тау - Эльбрус. Горы изображены даже на национальном флаге балкарцев. Андские индейцы почитают священные горы Иллампу и Иллимани,а некоторые африканские племена - гору Килиманджаро. Хетты и греки считали, что на некоторых горах обитают сами боги. Буддисты и индуисты почитают священную гору Меру (Сумеру),китайские даосы - "Нефритовую гору", древние скандинавы -Валгаллу. На горах проводятся многие тюркские праздники. Хакасы в начале первого летнего месяца на священной горе проводят праздник "Тигир тайи" (если сравнить его с татарским сабантуем, то хакасское название можно перевести как "Тэнре туэ"). Во время праздника они разводят костры на горах, приносят в жертву баранов, кропят каплями кумыса и араки в огонь. На вершинах гор или у воды сибирские, казанские и уфимские татары проводят обряд "Карга боткасы". Сибирские татары исполняют его во время прилета птиц весной. Казанско-татарская молодежь на вершинах гор варит кашу, сжигает веники. Уфимские татары варили кашу возле водоемов: считалось, что этот обряд вызывает дождь. В самом древнем башкирском эпическом произведении "Уралбатыр" есть два героя - Урал и Урал-бикэ, чьи имена символизируют происхождение человеческого рода на Урале от гор. Первородиной тюрков считается гора Алтай. Лидер хакасской молодежи Александр Костяков выявил горы, на которых древние хакасы проводили шаманские обряды и тэнгрианские праздники. Аналогичные раскопки проводились и энтузиастами-историками Татарстана. Эти поиски велись не для саморекламы или с целью получения политической выгоды, а по велению души. Поэты это назвали бы вдохновением. Директор хакасского театра "Читиген" Алексей Балтыжаков как-то прислал мне фотографию с изображением хакасской горы Сундук. Я был поражен: на этой фотографии облака округло обходили (!) гору, как бы давая ей возможность выходить в Космос. Да, горы - это антенны во Вселенную, поэтому, наверное, они влекут многих. Горы выделяются не только рельефом, у них своя необычная энергетика. Сотворенные человеком архитектурные "горы" -пирамиды - также имеют энергетику, на что указывают опыты разных ученых. Многие тюркские республики являются горными: Балкария, Кыргызстан, Турция, Алтай... Хочется предложить студенческой молодежи начать открывать для себя мир в турпоходах, прокладывать новые интересные маршруты, ставить этнографические и исторические цели. Кстати, по тюркским историческим местам можно организовать и конные исследовательские экспедиции. А дружба конем в условиях гор даст возможность почувствовать себя настоящим тюрком! Как сказал алтайский поэт Борис Укачин:

Дайте мне, эй, аргамака-коня,
Горы алтайские дайте мне!
Если это есть у меня -
Все остальное придет ко мне!

Айрат Галимзянов. Казань.

85. Камил   (25.11.2009 21:52)
0  
Тем, кто заинтересуется подлинной историей Евразии, связанной с татарами (особо “монголо-татарами”), и правдивой историей отношений татар, русских и других народов Евразии в XII-XVII вв., предлагаю ознакомиться с работами ученика и последователя Л.Н. Гумилева, татарского историка и писателя Г.Р. Еникеева (Гали Еникәй), особенно с его книгами “Корона ордынской империи” (Москва, “Алгоритм”, 2007) и “По следам черной легенды” (Москва, “Медина”, 2009).
Вопросы темы основательно проработаны и освещены в книгах Г.Р. Еникеева с приведением соответствующих обоснований и аргументов - в том числе из исторических источников и трудов прогрессивных отечественных и зарубежных историков-востоковедов с мировым именем.
О книгах Г.Р. Еникеева см. статью-рецензию почетного предводителя Меджлиса татарских мурз (бийев) М.Ш. Мамлеева “Открой свою историю”: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/ot…ju/1-1-0-6

а также рецензию доктора исторических наук Д.М. Исхакова на первую работу (книгу) Г.Р. Еникеева: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1

На основе и в развитие этой работы и написаны последующие две книги Еникеева Г.Р., означенные чуть выше.
Там же на сайте содержание, обложка и пояснения к обложке и главы из книги Г.Р. Еникеева «По следам черной легенды»: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/knigi_enikeeva_gr/5
На обложке средневековый портрет Чынгыз хана, воспроизведенный по сведениям татарского исторического источника “О роде Чынгыз хана” и других сведений из мировой историографии.

84. Асхат Юлдаш   (14.10.2009 12:25)
0  
Салам,Рамай абзый!
Халларен ничек?
Татарлар ни халда анда?

83. Рамай   (20.09.2009 01:12)
0  
Доклад министра народного просвещения Д.А. Толстого «О мерах c образованием населяющих Россию инородцев» (1870 г.)
"Звезда Поволжья", №10 (19-25.03.09)
Всеподданнейший доклад

На всеподданнейших отчетах моих об осмотренных мною в 1866 и 1867 гг. учебных заведениях некоторых учебных округов я имел счастие представлять на всемилостивейшее в.и.в. усмотрение, между прочим, предположения мои, удостоенные высочайшего одобрения, о мерах к образованию инородцев, обитающих в России, именно в некоторых губерниях, входящих в состав Казанского и Одесского учебных округов. Руководящей мыслию достигнуть цели более прочного сближения инородцев с русским народом путем постепенного распространения между ними знания русского языка я предварительно признал необходимым, не предрешая вопроса о системе, которой должно следовать в достижении предположенной цели, собрать все необходимые данные по этому важному делу как у нас в России, так и вне ее пределов. Собранные таким образом сведения были подвергнуты всестороннему рассмотрению и обсуждению в Ученом комитете министерства народного просвещения, потом в уездных и губернских училищных советах попечителей учебных округов. К вящему же разъяснению этого вопроса призвана была и наша периодическая печать чрез напечатание, по моему распоряжению, статей по этому делу в «Журнале министерства народного просвещения».

В настоящее время вопрос об образовании инородцев окончательно был рассмотрен в Совете министра народного просвещения в присутствии попечителей Казанского и Одесского учебных округов, вызванных для принятия участия в обсуждении этого дела, а также приглашенного для той же цели, по сношению моему с министром внутренних дел, директора департамента духовных дел иностранных исповеданий, тайного советника графа Сиверса. Совет министра народного просвещения при рассмотрении этого дела принял во внимание, что инородцы, населяющие Россию, распадаются на несколько племен и групп, различающихся между собою, с одной стороны, большею или меньшею степенью обрусения, а с другой - в отношении религиозном. Поэтому совет пришел к тому заключению, что система образования каждой группы должна иметь некоторые свои особенности, обусловливаемые внутренними качествами принадлежащих к группе племен. Вследствие сего инородцы по отношению к системе образования разделены на две группы: инородцы-христиане и татары-магометане.

На сем основании Совет министра народного просвещения в заседании 2 февраля сего 1870 г. определил главные начала, на которых должна быть устроена на будущее время система образования инородцев.
Всеподданнейше представляя о вышеизложенном на всемилостивейшее воззрение в.и.в., я приемлю долг, согласно определению упомянутого совета, испрашивать высочайшего соизволения вашего:
1) на утверждение тех проектов журнала Совета министра народного просвещения, которые определяют общую педагогическую систему образования инородцев;

2) на дозволение внести в Госсовет в свое время представление Министерства народного просвещения относительно учреждения инородческих учительских семинарий и школ, упоминаемых в п. 6 отд. А и п. 7 отд. Б;

3) войти в предварительное сношение с министром внутренних дел по предметам постановлений сего журнала, подлежащим ведению сего министерства.

Извлечение из журнала Совета министра народного просвещения
А. Относительно инородцев-христиан

1) Начальные школы для инородцев-христиан должны иметь целью религиозно-нравственное их образование и утверждение в православной вере и ознакомлении с русским языком.

2) Общим для всех инородцев-христиан в системе образования их должно быть следующее: а) орудием первоначального обучения для каждого времени должно быть родное наречие его; б) учители инородческих школ должны быть из среды соответствующего племени инородцев и притом хорошо знающие русский язык, или же русские, владеющие соответствующим инородческим наречием, в) должно быть обращено внимание на образование женщин, так как племенное наречие и племенные особенности инородцев преимущественно сохраняются и поддерживаются матерями.

3) Затем особенности в системе образования каждой группы инородцев заключаются, главным образом, в том значении, какое должно иметь родное наречие инородцев в первоначальной школе. В этом отношении надлежит постановить следующее:
а) Для детей инородцев, весьма мало обруселых и почти не знающих русского языка, учреждаются особые школы, в которых первоначальное преподавание совершается на инородческих наречиях и дети обучаются на своем родном наречии и по учебным книгам на том же наречии. Учебными книгами служат буквари, необходимые молитвы, краткие рассказы из священной истории Ветхого и Нового завета и религиозно-нравственные книги. Для облегчения инородцам перехода к изучению русского языка все эти книги печатаются на инородческом наречии русскими буквами, с переводом на русский язык или без перевода, за исключением, впрочем, молитвенников и вообще богослужебных книг, которые должны быть с переводом на русский язык. В то же время дети при помощи местных наречий обучаются русскому разговорному языку пocpeдством наглядного обучения и затем, как только усвоят себе довольно значительный запас русских слов и выражений, начинают обучаться русской грамоте (чтению и письму совместно), продолжая в то же время обучаться и русскому разговорному языку, причем это наглядное обучение и обучение грамоте должны все время восполнять и пополнять друг друга, содействуя как умственному развитию детей через ознакомление их с окружающим миром, так и большому по возможности усвоению ими русского языка, с непременным переводом читанного по-pyccки на местное инородческое наречие. Счислению дети обучаются также сначала нa своем инородческом наречии, а потом уже и на русском языке. По достаточном усвоении детьми русского языка закон божий преподается на общих основаниях, причем повторяется на русском языке священная история с необходимыми дополнениями, заучиваются главнейшие молитвы на русском и церковнославянском языках и преподается краткий катехизис. Церковное пение как важное орудие христианского просвещения инородцев вводится во всех школах, причем пение исполняется как на местном инородческом наречии, так и на церковнославянском языке. Затем установление подробностей в исполнении такого учебного плана и определение продолжительности времени на первоначальное и дальнейшее обучение инородческих детей предоставляются ближайшему усмотрению местного училищного начальства. В инородческих школах с вышеизложенным порядком обучения устраиваются смены для обучения девочек.

Попечителю Казанского учебного округа надлежит войти в ближайшее соображение о порядке составления и издания помянутых выше книг на инородческих наречиях и представить Министерству народного просвещения предположения свои по сему предмету.
б) В местностях с населением, смешанным из природных русских и инородцев, учреждаются общие для тех и других начальные училища, в которых все обучение ведется на русское языке учителем, владеющим как русским языком, так и местным инородческим наречием, которое однако же допускается к употреблению лишь для устных объяснений. Если же этого будет недостаточно, в таком случае для инородческих детей до времени усвоения ими русского языка настолько, чтобы обучаться вместе с русскими детьми, устраиваются особые при училищах отделения на местные средства инородцев.
в) Наконец, для достаточно обруселых инородцев, живущих смешанно с русскими или сплошными населениями, учреждаются начальные народные училища на общих для русских училищ основаниях.

4) Ближайшее заведывание училищами двух первых категорий поручается священнику - законоучителю школы, если он обладает знанием местного инородческого наречия и пожелает принять на себя таковое заведывание; если же местный священник не знает инородческого наречия, в таком случае заведывание училищем возлагается на учителя, а преподавание закона божия может быть поручено светскому лицу.

5) Надзор за инородческими училищами возлагается на инспекторов начальных народных училищ с необходимыми при этом дополнениями инструкции, которая имеет быть дана в руководство всем вообще инспекторам начальных училищ.

6) С целью приготовления учителей для начальных народных училищ Казанского учебного округа вообще и вместе с тем для тех из них, в которых будут обучаться инородцы, мало или недостаточно обруселые, следует учредить в Казани учительскую семинарию с трехлетним курсом на следующих главных основаниях: семинария есть закрытое учебное заведение на 240 учеников, из коих 120 русских и 120 инородцев: в комплект последних помещается такое число учеников из главнейших инородческих племен (мордвы, черемис, вотяков и крещеных татар), которое по возможности было бы соразмерно численности сих племен в губерниях, составляющих Казанский учебный округ. Как в русское, так и в инородческие отделения учительской семинарии избираются лучшие, по засвидетельствованию инспекторов народных училищ, ученики общих и инородческих начальных училищ. В училище принимаются также молодые люди, желающие пройти курс на свой счет. Для практических упражнений в преподавании учеников семинарии учреждаются при ней особые четыре инородческие начальные училища (для мордвы, черемис, чуваш и вотяков); татары же будут практиковаться в имеющемся в Казани училище для крещеных татар, а русские - в одной из начальных русских школ, находящихся в Казани. Затем предложить попечителю Казанского учебного округа составить проект устава учительской семинарии и проект и смету для постройки здания для семинарии.

Б. Относительно татар-магометан
Татары-магометане, населяющие губернию Казанского учебного округа и Крымский полуостров, входящий в состав Одесского учебного округа, составляют племя, фанатизируемое многочисленным духовенством, богатое мечетями и магометанскими школами и крепкое в своей вере. Поэтому обрусение татар-магометан может быть ведено лишь путем распространения русского языка и образования, с устранением всех таких мер, которые могли бы породить в этом, по природе подозрительном племени опасение в посягательстве правительства на отклонение детей от их веры. Таким образом, в видах достижения главной и единственной цели распространения между татарами-магометанами русского языка и образования надлежит принять следующие меры:

1) В местностях со сплошным татарским населением учреждать на счет казны начальные сельские и городские училища. Учителями в этих училищах до того времени, пока между татарами не окажется достаточное число лиц, основательно знающих русский язык, могут быть и русские, хорошо говорящие по-татарски, а обучение производится применительно к порядку, указанному выше в отношении инородцев-христиан, мало или недостаточно обруселых, с нужными по местным обстоятельствам изменениями. Татарам предоставляется приглашать в эти училища на свой счет законоучителя своей веры, который бы занимался своим предметом в определенные часы по обоюдному с учителем русского языка соглашению. Татарские местные общества избирают из своей среды почетного блюстителя для каждого училища. На первое время в Одесском учебном округе следует учредить до 15 таких училищ в местностях, указанных попечителем округа; что же касается Казанского учебного округа, то предложить попечителю оного войти в министерство с особым представлением о том, сколько и в каких именно местностях он полагал бы полезным учредить начальные народные училища для татар-магометан.

2) Облегчить детям татар-магометан поступление в общие училища учреждением, где окажется надобность и возможность, приготовительных классов при общих начальных народных училищах с единственною целью научению русскому разговорному языку, а при уездных училищах и гимназиях - для подготовления их к поступлению в I класс сих заведений. С другой стороны, дабы облегчить детям как татар-магометан, так и вообще инородцам-нехристианам прохождение курса в означенных училищах, ocвободить (независимо, само собою разумеется, от посещения уроков закона божия) всех таковых детей: в сельских и городских начальных училищах - от чтения по церковнославянским книгам, в уездных училищах - от изучения церковно-славянского языка, а в гимназиях - от изучения церковнославянского, греческого и немецкого языков, без ограничения притом прав и преимуществ для тех, которые при таких изъятиях окончили бы с успехом полный гимназический курс по прочим предметам. Расходы по устройству в сих училищах преподавания закона магометанской веры должны быть принимаемы на себя местными магометанскими обществами или родителями обучающихся в сих заведениях детей.

3) Располагать местные магометанские общества к учреждению на собственные средства классов русского языка при мектебе и медресе с тем, чтобы в эти классы впредь до приготовления учителей из татар-магометан были назначаемы учителя из русских, хорошо знающих татарское наречие, с возложением на них обязанности обучать детей русскому языку, т.е. разговору, чтению и письму и началам арифметики, т.е. счислению и первым четырем действиям над простыми числами, путем практическим; в медресе курс русского языка мог бы быть расширен посредством сообщения главнейших грамматических правил, а курс арифметики - чрез присоединение первых четырех действий над числами именованными и дробными. Обучение в русских классах как при мектебе, так и при медресе сначала вводить на местном татарском наречии или при помощи его с тем, чтобы затем дальнейшее преподавание, по мере того как дети будут усваивать себе устную русскую речь, продолжать преимущественно и наконец исключительно на одном русском языке. Посещение особых классов, учрежденных при мектебе, должно быть обязательно для всех учащихся в сих последних и при медресе - для юношей до 16-летнего возраста. При этом в видах устранения со стороны татар всякого подозрения относительно духа этого преподавания не препятствовать лицам, заведывающим мектебе и медресе или обучающим в них присутствовать, буде пожелают, на уроках в русских классах. Наконец, не дозволять открытия новых мектебе и медресе иначе, как с обязательством иметь при них учителей русского языка на счет магометанских обществ.
4) В тех городах и селениях, где будут учреждены особые начальные училища для детей татар-магометан, устраивать при сих училищах смены для обучения девочек; там же, где вместо особых училищ будут заведены русские классы при мектебе и медресе, устраивать на счет казны училища для девочек.

5) Озаботиться составлением и изданием учебных книг, необходимых для употребления как в отдельных училищах для татар-магометан, так и в училищах при мектебе и медресе, и предложить попечителям Казанского и Одесского учебных округов войти в ближайшее соображение о составе и порядке издания сих книг и представить Министерству народного просвещения предположения свои по сему предмету.
6) Главный надзор как за отдельными училищами для татар-магометан, так и за русскими классами при мектебе и медресе возложить на инспекторов начальных народных училищ.

7) С целью приготовления учителей для училищ татар-магометан учредить на счет казны две учительские школы: одну в Уфе и другую в_Симферополе. Первая должна снабжать учителями училища для татар-магометан Казанского учебного округа, а вторая - училища для крымских татар-магометан. Школы эти должны быть закрытыми учебными заведениями, на 30 учеников каждая, и, сходствуя между собою в главнейших частях своего устройства, могут отличаться одна от другой в частностях и подробностях. Посему составление подробных проектов устройства сих двух учительских школ следует поручить попечителям Казанского и Одесского учебных округов, по принадлежности, и сверх того от первого из них потребовать соображения о том, в какой мере можно рассчитывать на желание татар-магометан воспользоваться учительскою школою в Уфе.

8) Наконец, в видах побуждения татар-магометан к усвоению русского языка и русского образования, ходатайствовать: а) чтобы через определенное число лет по издании постановлений о мерах к образованию татар-магометан лица, желающие занять духовные должности, не иначе были избираемы в оные и утверждаемы в них, как по предъявлении свидетельств об удовлетворительном знании ими русского языка, русской грамоты (чтения и письма) и первых четырех действий арифметики и вообще общего начального курса магометанских народных училищ; б) чтобы те, которые удовлетворяют вышеозначенному требованию относительно знания русского языка и элементарного курса учения, могли быть избираемы и в Таврической губернии в духовные должности, хотя бы и не происходили от лиц духовного звания; в) чтобы через определенное число лет по издании сего постановления татары-магометане могли быть избираемы в общственные должности (земские, городские и сельские) или определяемы в канцелярские должности по магометанскому духовному управлению не иначе, как по предъявлении свидетельства о том, что они усвоили себе русский язык и русскую грамоту (чтение, письмо и счисление). Срок для приведения в исполнение помянутых выше требований надлежит определить по соглашению с Министерством внутренних дел, а выдачу свидетельств предоставить местным уездным училищам и инспекторам начальных народных училищ.,

(Сборн. постановл. по Мин. нар. просв., т. IV.)

82. Рамиль   (06.09.2009 16:35)
0  
Салям Рамай! Как твои дела? Пиши.

81. Рамай   (02.09.2009 19:32)
0  
Татарские писатели чистят ряды

Опубликовано 10:19 29.08.2009
Документ: http://www.regnum.ru/news/1200710.html

В рядах творческой татарской интеллигенции разразился громкий скандал - Союз писателей Татарстана исключил из своих рядов Минахмета Сахапова, главного редактора журнала "Мирас" ("Наследие"). Причина исключения - публикация в журнале собственного произведения - исторической драмы, в которой "содержится клевета на поэта-героя Мусу Джалиля".
Доктор филологических наук, профессор, академик Российский академии гуманитарных наук, действительный член Нью-Йоркской академии наук, заслуженный работник культуры РТ, лауреат Государственной премии Татарстана в области науки и техники, лауреат международной премии имени Джорджа Сороса... Все эти звания и регалии, в том числе экзотические, принадлежат Минахмету Сахапову, который до последнего времени стоял у кормила национального литературного процесса в республике и был на хорошем счету в Казанском кремле.
Его журнал выплачивал авторам солидные гонорары, издавался тиражом 10 тысяч экземпляров, а в редакционный совет входили всевозможные академики, в том числе, из Российской Академии наук. И главное - журнал всегда был абсолютно лоялен по отношению к местным властям, по-восточному политкорректен: пять лет назад, например, именно журнал "Мирас" опубликовал целую поэму о президенте РТ, где биография Минтимера Шаймиева была изложена в стихах, а Шаймиев назывался "титаном" и "великим татарином". И вот неожиданно - такой конфуз.
Как пишет газета "Вечерняя Казань", сам Сахапов был поражен новостью, поскольку узнал ее от корреспондента газеты. Таким образом, решение об исключении одного из своих "столпов" Союз писателей Татарстана принимал в отсутствие самого фигуранта и в довольно срочном порядке. В постановлении Союза писателей РТ написано, что Минахмет Сахапов исключен "За публикацию в 6 и 7 номерах 2009 года журнала "Мирас" исторической драмы "Барбаросс" инкыйразы" ("Гибель "Барбароссы" - ИА REGNUM Новости) - авторы Минахмет Сахапов и Эсфир Ягудин, - которая содержит клевету на героя-поэта Мусу Джалиля, на основании пунктов 3.6 и 3.7 устава Союза писателей РТ".
Член правления СП РТ (и одновременно - один из ярых поборников национальной культуры в татарстанском парламенте) Туфан Миннуллин заявил, что когда он прочел драму Сахапова и Ягудина, то был страшно возмущен: "Как они могли охаивать нашего героя Джалиля, наше святое? Я не хочу быть в компании клеветников". После этого депутат-драматург Миннуллин поставил вопрос ребром перед коллегами по цеху - либо в Союзе писателей остается он, либо Сахапов (соавтора Эсфира Ягудина решено было пощадить). В результате Минахмет Сахапов был исключен с разгромной формулировкой, которую в республике для продолжения карьеры на поприще национальной литературы можно считать "волчьим билетом".
Следует пояснить, что имя Мусы Джалиля (Мусы Залилова) - поэта, казненного в 1944 году в берлинской тюрьме Плетцензее за подпольную деятельность среди фашистских легионеров-мусульман, примерно с 1960-х годов стало гордостью татарского народа, символом доблести и беззаветной любви к Родине. В центре столицы Татарстана, на площади перед Казанским кремлем стоит памятник поэту, где он пытается разорвать колючую проволоку руками.
Тем не менее, историю героической гибели Джалиля неоднократно пытались поставить под сомнение. Первый раз дело на Мусу Джалиля по обвинению его в измене Родине было заведено в 1946 году, в 1947 году он был включен в список особо опасных преступников, разыскиваемых МГБ СССР. Однако впоследствии обстоятельства его смерти прояснились, и в 1956 году он был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. В 1957 году Муса Джалиль стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений "Моабитская тетрадь".
Кому и зачем понадобилось пересматривать историю национального символа, становится понятно из заявлений и активности татарских националистов, владевших умами еще в начале 1990-х, но подрастерявших популярность в конце десятилетия нынешнего. Фаузия Байрамова - член самопровозглашенного татарского правительства в изгнании и "бабушка татарского национализма" взялась переписать сюжет про Джалиля еще раз. В своей статье "К будущему надо готовиться!", опубликованной на одном из националистических сайтов, 58-летняя Байрамова в восторженных тонах рассказала о "выдающемся соотечественнике" Гарифе Султане - 85-летнем эмигранте-татарине из Мюнхена, якобы служившем вместе с Мусой Джалилем в мусульманском легионе "Идель-Урал", но совершенно неизвестном на Родине.
Как видно из текста, Гариф Султан (доктор юридических наук, "творческая личность и легендарный человек", а, кроме того - основатель татаро-башкирской редакции радио "Азатлык" - "Свобода") весьма заинтересован в том, чтобы его далекие соотечественники узнали, наконец, правду о поэте Залилове. В рассказе, который записала со слов Гарифа Султана Фаузия Байрамова, Муса Джалиль предстает в образе трусливого предателя, вступившего в антифашистский заговор лишь в конце войны исключительно из боязни возмездия со стороны приближающихся советских войск.
Для чего основателю татаро-башкирской редакции радио "Свобода" понадобилось столько лет спустя открывать глаза соотечественникам, понятно. Татаро-башкирская редакция, как и все прочие редакции "Свободы", финансируется Конгрессом США, испытывающим горячую любовь ко всем народам, рвущимся навстречу демократии из тоталитарного плена. А раскрыть глаза свободолюбивому татарскому народу на его прежние фальшивые идеалы и обозначить идеалы новые, достойные народа - одна из важных задач на перспективу.
Для чего Фаузия Байрамова лично взялась пересказывать эти "свидетельства", также можно предположить: во-первых, сказалось обаяние личности пожилого, но стойкого борца с тоталитаризмом (весьма состоятельного и влиятельного в определенных кругах), во-вторых, жить в Татарстане Байрамовой после скандалов, связанных с провозглашением национального татарского правительства, становится все тяжелее. Почти через 20 лет попустительства на "бабушку татарской революции" все-таки возбудили уголовное дело. Ей инкриминируется возбуждение национальной вражды и грозит реальный срок, после которого она совершенно заслуженно уедет на ПМЖ в какую-нибудь из цивилизованных стран, где заживет в качестве освобожденной "узницы совести" на полном пансионе.
Для чего это стало нужно Минахмету Сахапову, редактору журнала "Мирас" - большая загадка. Да и было ли ему это нужно? То есть действительно ли в тексте содержится клевета на Мусу Джалиля? Выводы Союза писателей РТ известны, но, кроме членов самого Союза, драму пока мало кто читал, да и написана она на татарском языке, что представляет некоторую сложность для широкой публичной оценки.
Однако в Татарстане, по-видимому, решили не рисковать и пресечь возможные подозрения в корне. Что, в принципе, снимает проблему, но оставляет известный осадок от способов, которыми это достигается. Как заявил писатель Ринат Мухамадиев (возглавлявший когда-то СП РТ, а ныне живущий в Москве), последний раз из татарского писательского союза исключали только классика татарской литературы Хасана Туфана. Случилось это в 1937 году, а клеветал он на великого вождя и учителя Иосифа Сталина.

80. рамай   (31.08.2009 23:19)
0  
Финны выступили в защиту марийцев и против Чебоксарской ГЭС
Сайт: MariUver
В поддержку марийской культуры и языка, против Чебоксарской ГЭС
Официально зарегистрированная организация литераторов и работников искусства ”Кийла” (Клин) выступает против решения правительства РФ и президента Дмитрия Медведева о планировании поднятия уровня Чебоксарской ГЭС. В плане поднятие уровня реки Волги от нынешнего уровня 63 метров до 68 метров, в результате чего в Республиках Марий Эл, Чувашия и Нижегородской области окажется под водой 165 000 га земли. Понятие уровня воды приведет к социальной, экологической и экономической катастрофе. Расселение тысяч людей в другие районы также приведет к потере культурных ценностей. Данный проект представляет особую угрозу нашему родственноязычному народу – горным мари.

Значительная часть горных мари живет в правобережном Горномарийском районе Марий Эл, они также проживают в левобережной части Волги, в Килемарском районе и по Ветлуге. Горные мари являются также коренным народом севера Нижегородской области, к сожалению, там на родном языке говорит только старшее поколение. Ни в одной школе данной области горномарийский язык не преподается. Говорящих на горномарийском языке чуть более 30 000. Он является одним из трех государственных языков Марий Эл. Республика Марий Эл находится примерно в 800 км восточнее Москвы. В Марий Эл ок. 728 000 жителей, 43% составляют марийцы. 80% мари владеет родным языком. Общее количество мари по РФ достигает до 605 000.

Третья часть территорий горных мари осталась под водой в результате пуска в эксплуатацию Чебоксарской ГЭС в 1980 году. Из зоны затопления было эвакуировано ок. 8000 жителей, большинство из которых были горные мари, многие из них переехали в другие регионы страны.

Против настоящего плана поднятия уровня Волги до отметки 68 метров выступают различные группы граждан в Марий Эл, Чувашии и Нижегородской области. Наиболее активно против данного проекта выступает нижегородская экологическая организация ”Дронт”. Также представители православной церкви против проекта. Руководство Нижегородской епархии предупреждает, что поднятие уровня воды уничтожит ”один из значительных культурно-исторических памятников” региона – Макарьевский монастырь.

Республика Марий Эл получила известность из-за дискриминации в своей Республике коренного титульного народа. Политическая дискриминация в Марий Эл началась еще в 2001 году после вступления на пост президента Республики Леонида Маркелова. Владимир Путин наградил Маркелова ”Орденом Дружбы Народов” и за время правления Маркелова были избиты или убиты десятки журналистов, национальных активистов и представителей оппозиции, критиковавших его. Сужается сфера влияния марийской культуры и уменьшается преподавание марийского языка. Марийскоязычные малокомплектные сельские школы закрываются, а в больших школах марийский язык преподается недостаточно. За счет госбюджета на горномарийском языке публикуется мизерное количество книг. Особенно плохая ситуация наблюдается с выпуском детских книг и литературы. За последние десять лет на горномарийском языке было выпущено только две детские книги, которые можно причислить к разряду детская литература.

Пример курдов юго-восточной Турции показывает, что строительство гигантских гидростанций приводит к уничтожению сел и городов, эвакуации тысяч людей, что можно отнести к форме пассивного геноцида народа. Народ, оторванный от корней и традиционного уклада жизни, может потерять свою самобытность. Договор ООН от 1948 года “О предотвращении геноцида” строго запрещает “преднамеренное ухудшение уклада жизни какой-либо группы (народа), что может привести к частичному или полному физическому его исчезновению”.

Обращаемся к президенту Российской Федерации Д. Медведеву, к Министерству Водного транспорта РФ и руководству “Росэнерго” приостановить планирование по поднятию уровня Чебоксарской ГЭС.

Вилле Роппонен,
зарегистрированное объединение писателей и работников искусства “Кийла” (ville.ropponen(a)gmail.com)

79. Идрисов Рустам   (08.06.2009 05:56)
0  
Акция «МЫ ВМЕСТЕ»

10 июня 2009 года в 10.00 часов в Набережных Челнах в парке Победы возле остановки автобуса «30-й комплекс», состоится организованный группой граждан акция поддержки в защиту преследуемых общественно-политических деятелей: Фаузии Байрамовой, Рафиса Кашапова, Тальгата Ахмадишина, Дамира Шайхетдина и т.д., мусульман и на защиту преследуемых средств массовой информации. Акцию поддержки челнинцы намерены провести, основываясь на статье Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (защита свободы выражения своего мнения (ч. 1 ст. 10 Конвенции)).
Первоначально пикет должен был пройти напротив здании мэрии. Однако власти предложили провести пикет на окраине города. После долгих разговоров, только в пятницу вечером решилась эта проблема.

Граждане! Только вместе можно отстоять свои права!

Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Г. Камалетдинов, Ф. Валиев, М. Шакирова.

78. Хагдаев Владимир   (27.02.2009 15:45)
0  
Вам пишет бурятская молодежь которая неможет смирится с тем что над нами стоят люди совершенно для нас чужие если в ссср под лозунгом дружбы народов это как то терпелось то против нынешней власти мы готовы на все.Они присоединяют наши округа нас неспрашивая они отправляют сюда своих чиновников на ключевые посты да в конце концов у них скинхеды по улицам ходят сюда бы одного на растерзание.Я сам из шаманского рода На Ольхоне встречался с одним татарином он расказывал как схожи наши традиции что когда-то наши народы были едины и это была сила.Я тогда не придал этому значения ведь и татары от нас далеко и у вас в республике ислам религия которая для нас вообще далека да и сам Безертдинов больше на русского похож чем на потомка Чингисхана но более подробно изучив историю я с ним соглашусь Как я виню предков за то что нет великого государства Золотая орда за то что некоторые буряты незнают родного языка за то что некогда великие народы получается подчиняются всяким евреям итд.Да услышит мои молитвы великий Тэнгри.


Имя *:
Email *:
WWW:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz